Развитие территории

01 сентября 2011

Южная окраина Калининграда

Комплексная застройка южного района Калининграда – не за горами. Уже сегодня определены первоочередные меры, позволяющие развивать эту территорию с созданием комфортной среды для проживания на ней. Что будет построено на юге? Какая инфраструктура запроектирована?

 

Характеристика территории

Проектируемая территория входит в состав Южного жилого района

Калининграда, она расположена в центральной его части. Площадь отведенного под проектирование участка – 11,95 га. Территория ограничена с севера ул. Н. Карамзина, существующей застройкой многоквартирными жилыми домами высокой плотности; с юга проектируется бульвар, который свяжет ул. О. Кошевого, магистраль районного значения, и ул. Ген. Толстикова – магистраль общегородского значения; с запада – существующей застройкой многоквартирными жилыми домами по бульвару Южному; с востока и юга – зоной сельхозугодий. Основная часть территории представлена лугами, сенокосами, пастбищами, северо-западная часть – незавершенное строительство здания школы. Основными улицами являются ул. Н. Карамзина и О. Кошевого. Территория

связана с центром Калининграда автобусными маршрутами №№ 7, 17, 36, 46.

Существующее положение инженерного обеспечения данной территории

сложилось следующим образом: централизованные сети водоснабжения отсутствуют,

централизованные сети бытовой канализации отсутствуют, централизованные сети дождевой канализации проходят по ул. Карамзина и по ул. У. Громовой,

централизованные сети теплоснабжения отсутствуют, газопровод высокого давления проходит вдоль Окружной дороги – ул. Аллеи Смелых, ул. Олега Кошевого.

Источником электроснабжения данного района является ПС «Молокозаводская»,

которая рассчитана на существующих потребителей и требует реконструкции.

 

Проектное решение

Задачей архитектурно-планировочного решения территории, расположенной в границах ул. У. Громовой – дорога Окружная – ул. Аллея Смелых Московского района Калининграда, являлось создание крупного жилого массива с предельно плотной и в то же время комфортабельной застройкой. Композиционной осью проектируемого района является канал, протекающий в центре района. Вдоль него планируется создание пешеходного бульвара, развитие общественно-деловой и торговой зон, что обеспечит удобство обслуживания населения. Объекты культурно-бытового и торгового назначения планируется разместить на первых и цокольных этажах зданий и во встроенно-пристроенных помещениях. Проектируемый район имеет динамический протяженный центр в виде общественной зоны многоцелевого назначения, характеризующийся отчетливо выраженным линейно-региональным построением вдоль протекающего через район канала. Это не только структурно подразделяет район, но и связывает его функциональные зоны, места отдыха, жилые территории, центр обслуживания районного значения и зону мест приложения труда.

Архитектурно-пространственная композиция района строится на взаимно-

перпендикулярных осях в виде жилых улиц. Следовательно, структура жилой

застройки решена отдельными жилыми кварталами с четкими планировочными

границами. Образуемые при прямоугольном расположении зданий пространства создают спокойную обстановку в жилых дворах. В них располагаются места отдыха и детских игр. Таким образом, проектируемый район состоит из системы открытых и замкнутых пространств. Линейное расположение зданий в центральной части района вносит некоторое разнообразие в объемно-пространственную композицию жилого

массива. Масштабность застройки подчеркивается использованием жилых зданий

переменной этажности 9-17 этажей. В архитектурной композиции района применены архитектурно-художественные приемы и средства, способствующие выявлению основного замысла его пространственной организации, а также четкому восприятию пространства на основных магистралях движения и с главных точек обозрения. Для композиционного объединения массива, обеспечения гармоничности и целостности восприятия градостроительной формы жилой застройки и зоны общественных ансамблей используется система пространственных ритмов, которую создают группы жилых домов и общественных зданий. Ярко выражен контраст объемов зданий различной этажности, присутствует четкое деление пространства на зоны.

 

Улично-дорожная сеть

Проектируемая территория ограничена с севера жилой улицей местного значения –ул.

Н. Карамзина, которая примыкает в северо-восточной части участка к магистральной

улице районного значения – ул. О. Кошевого. Эти улицы сегодня несут основную нагрузку по обеспечению обслуживания общественным транспортом проживающего здесь населения.

Они связывают проектируемую территорию с центром г. Калининграда автобусными маршрутами №№ 7, 17, 36, 46. Ширина жилой улицы Н. Карамзина в красных линиях составляет 24-25 метров, магистральной ул. О. Кошевого в красных линиях – 30 метров, ширина проезжих частей – 7 метров. Проектируемый район предполагается обслуживать существующей ул. Н. Карамзина, проектируемым продолжением магистральной улицы районного значения ул. О. Кошевого, проектируемой магистральной улицей связывающей с юга ул. О. Кошевого и Ген. Толстикова, магистраль общегородского значения, а также сетью внутриквартальных проездов.

Проектом предлагается несколько въездов в проектируемый жилой квартал: с ул. Н. Карамзина, с ул. О. Кошевого и с проектируемой улицы в юго-западной части участка. Проезды проектируются для обеспечения подъезда к жилым и общественным

зданиям внутри квартала застройки. В проекте принята система тупиковых проездов,

что исключает возможность транзитного движения. Ширина проезжей части

проектируемых проездов составляет 5,5 метра, ширина тротуара – 1,5 метра.

Разделительные полосы между тротуаром и проезжей частью будут использованы для посадки зеленых насаждений, установки опор наружного освещения, размещения инженерных подземных сетей. В пределах дворовых территорий жилой застройки предусматривается размещение открытых стоянок для временного и постоянного хранения автомобилей, при объектах общественного назначения предусматриваются служебные автостоянки, а также предусмотрена многоуровневая парковка на 400 машино-мест в юго-западной части участка.

 

Тепло- и электроснабжение

Источником теплоснабжения района сегодня является РТС «Южная». Точки подключения – существующая тепловая сеть от ТК 11-19 и проектируемая тепловая сеть к Южному микрорайону в границах ул. Громовой – дорога Окружная – ул. Аллея Смелых.

Внутриквартальные тепловые сети запланированы двухтрубные, рассчитанные на совместную подачу тепла на отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение. Система

теплоснабжения закрыта. Присоединение потребителей проектируемого района к тепловым сетям предусматривается через индивидуальные тепловые пункты по независимой схеме. Трубопроводы тепловых сетей будут выполнены из предварительно изолированных труб и проложены бесканально. Источником электроснабжения района останется существующая трансформаторная подстанция «Молокозаводская».